История православной резной иконы

30.11.2016 16:41

История православной резной иконы

Традиция изготовления резных икон пришла на Русь в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные изображения датируются еще первыми веками христианства. На Руси традиция получила развитие, ведь для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров-резчиков, а дороговизна и редкость писанных икон ещё больше способствовала распространению церковной резьбы.

Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки, мощевики. Русские мастера использовали привычные и податливые для резца породы липу и сосну, иногда березу, ольху, осину. Для особенно ответственных и парадных случаев применяли редкий привозной материал: кипарис, можжевельник, тис, грушу. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральные олифы. В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа. К XVI - XVII векам относится период наивысшего расцвета русской иконы на рези.

Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние латинянства. Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания. Самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов. Согласно новым правилам категорически запрещалось изготавливать и держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной рези на дереве: её рубили топорами, жгли на кострах.

Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств, независимом в своих суждениях, Русском Севере и в чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики. Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева.

Доказательством тому, что многие мастера были не просто хорошими ремесленниками, а настоящими художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны: в Кремле, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее.

Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью. Резная икона в это непростое для всей русской православной церкви время почти исчезла.

Однако, несмотря ни на что это искусство выжило и сейчас переживает новый расцвет. Дело это трудоемкое, требующее больших душевных затрат, серьезных знаний в области истории, искусства и религии, художественных навыков, тонкого вкуса. Хотя мастеров, работающих в технике резной иконы не так много, сегодня их можно найти в разных концах страны. Это настоящие художники и искренне верующие православные христиане, возрождающие древнее искусство «икон на рези». Многие батюшки охотно благословляют резчиков, освящают резные иконы, заказывают их для своих храмов. Есть и целые мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву при монастырях. Особенно важна рельефная икона для слабовидящих и слепых верующих для них это едва ли не единственная возможность узнать о том, что такое настоящий православный образ. И почему-то очень восприимчивы к резной иконе маленькие дети. Может, потому, что для них еще важен тактильный контакт; а может ребенок инстинктивно острее, чем взрослый, воспринимает откровенное и светлое, замешанное на настоящей, природной традиции, древнее искусство.